Это интересно!!!Беседы с музыкальными инструментами....


Музыкальные  инструменты  Знакомство детей с историей музыкальных инструментов.
Уже в глубокой древности люди любили услаждать свой слух музыкальными звуками. Чарующие звуки золотой кифары возвещали появление златокудрого Аполона. Никто не мог сравниться с ним в игре на этом дивном музыкальном инструменте, и когда фригийский сатир Марс осмелился состязаться с ним в музыке и явился на это состязание со своим музыкальным инструментом - тростниковой флейтой в руках, он жестоко поплатился за свою дерзость.

Самые старые музыкальные инструменты дудки и пищалки которые относятся еще к эпохе верхнего палеолита (а это 2522 тысячи лет до нашей эры!) найдены на территории Венгрии и Молдавии.

В глубокой древности люди не только умели делать музыкальные инструменты и сочинять музыку, но даже записывали ее нотными знаками на глиняных табличках. Самая древняя нотная запись, дошедшая до наших дней, относится к XVIII веку до нашей эры. Глиняная табличка с нотной
записью найдена при раскопках шумерского города Ниппура (на территории современного Ирака).
Люди каменного века делали свои музыкальные инструменты из самых разных вещей. Одним изстарейших "музыкальных инструментов" является само по себе человеческое тело. Первые звуки возникали из-за стука или удара по различным частям тела (например, по груди или бедру). Постепенно возникало всё больше инструментов, которые использовали люди каменного века. Они использовали их, например, для охоты, чтобы себя предостеречь от опасности. Так же эти инструменты использовались как объекты для взаимного общения.

  

С чего же начинались музыкальные инструменты?
Струнные - от охотничьего лука, духовые - от раковины, рога, тростника. Но самый почтенный возраст принадлежит, конечно, ударным инструментам: они возникли еще у первобытных людей, которые стали сопровождать свои пляски ритмичными ударами  одного камня о другой. Самые известные музыкальные инструменты первобытного человека:
    - Дудка из кости.
    - Флейта из кости.
    - Звериные рога.
    - Труба из ракушек.
    - Барабан из шкур животных.
    - Трещетки из камня, древесины.
    - Музыкальные луки (луки охотников)

Это интересно
Во время раскопок стоянки первобытных охотников на Украине были сделаны интереснейшие открытия. На месте чума нашли целый “оркестр”, так много там было древних музыкальных инструментов. Из костяных трубочек были сделаны дудки и свистки. Из костей мамонта вырезали погремушки и трещотки. Сухой кожей обтягивали бубны, которые гудели от ударов колотушкой. Именно такими были первобытные музыкальные инструменты.
Очевидно, исполняемые на таких музыкальных инструментах мелодии были очень простыми, ритмичными и громкими. В одной из пещер Италии ученые нашли отпечатки ног на окаменевшей глине. Следы были странными: люди то ходили на пятках, то подпрыгивали на цыпочках сразу на обеих ногах. Это легко объяснить: там исполняли охотничий танец. Под грозную и возбуждающую музыку охотники плясали, подражая движениям мощных, ловких и хитрых зверей. Под музыку подбирали слова и в песнях рассказывали о себе, о предках, об увиденном вокруг.
Постепенно появились более совершенные  музыкальные инструменты. Оказалось, что если натянуть кожу на полый деревянный или глиняный предмет, то звук станет более гулким и сильным. Так родились предки барабанов и литавр.




АРФА (история инструмента)
Беседуем с АРФОЙ.


 Ваше имя, уважаемый инструмент?
—Меня зовут  АРФА
— Ваш возраст?
— Лет, пожалуй, тысяч пять, -десять. а может быть, и все двадцать.. . Кто его знает?
Прекрасно выглядит Арфа для своего  почтенного возраста. Изящная как крыло гигантской бабочки, смотрится по-королевски: внизу педали сверкают золотом, вверху на колонне что-то вроде маленькой резной короны. И тончайшая накидка из 46 струн.
— Ваше происхождение?
— Божественное! Один ученый монах писал в давние времена, что меня изобрел бог Меркурий. Нет, возражал другой: Арфу подарил людям сын Зевса Амфеон. А третий в ученом споре свое отстаивал: это - -инструмент египетского бога Тота.
(Голос у Арфы негромкий, нежный, ласковый. Он журчит, как лесной ручеек, он убаюкивает, он утешает.)
                                             Для увеличения, нажимаем на фото
— Неужели вы всерьез верите в свое божественное происхождение?

Признаться, это очень мне льстит. Так приятно, когда поклоняются твоей красоте! Вам известно, конечно, что древние египтяне писали иероглифами, каждый иероглиф изображал целое слово. Так вот. . . (Голос Арфы стал совсем тихим, гулким и таинственно далеким.) Когда они хотели написать слово «прекрасное», то, представьте, рисовали именно мой портрет.

— Значит, считать вас египтянкой?

— Почему же только египтянкой! Считайте меня также уроженкой Китая, Океании, обеих Америк — Северной и Южной, Европы, Средней Азии. . . Да и был ли такой древний народ, который бы меня не знал?!

— Но кто-то же первым сделал вас?

— Ну, если вы так настаиваете. . . Какой-то первобытный охотник, пустив стрелу, вдруг услышал, как запела тетива лука. Натянул на дугу лука несколько жил. Получился многострунный щипковый инструмент А где много струн — там я. Арфа
Для увеличения, нажимаем на фото


Смотрите-ка, какой я была простушкой!
 (Арфа залилась смехом.
Всякий смех приходилось слышать: кто похрюкивает, развеселившись, кто пыхтит. .
 . Смех Арфы необыкновенно красив. Он сверкает, переливается, как струи фонтана. Слушать бы и слушать. Но надо ведь и вопросы задавать.)
— Есть ли у вас родственники? (Арфа растрогалась, раскрыла пухлый семейный альбом с портретами музыкальных инструментов. У всех без исключения общая фамильная черта — струны.)

— Вот моя милая сестричка, подруга детских лет.
 Древние греки звали ее Лира

Интересную историю лиры можно узнать из мифов.


Греческий миф рассказывает, что лиру изобрел юный Гермес, вестник богов:
однажды он отважился посягнуть на стадо священных коров, принадлежавших Аполлону. Аполлон, стремясь восстановить справедливость, обратился к Зевсу с просьбой, чтобы тот рассудил их.
Гермесу ничего не оставалось, как во всем признаться перед владыкой Олимпа. Но пока Аполлон возвращал своих коров из пещеры, проворный Гермес сел на камень, достал своюлиру, которую до этого сотворил из панциря черепахи, коровьих рогов и трех струн, и самозабвенно заиграл на ней. Дивные звуки наполнили долину. Изумленный Аполлон с восторгом слушал игру Гермеса и тут же, не раздумывая отдал ему всех священных коров в обмен на лиру.
Другие мифы говорят, что Аполлон подарил свою лиру, но уже семиструнную, легендарному певцу Орфею, который и принес ее в мир людей. Имя Орфей означает «Исцеляющий светом», его музыка очищала душу, исцеляла ее, наполняла небесной гармонией. Миф об Орфее и Эвридике рассказывает, что игрой на лире Орфей мог заворожить не только людей: реки останавливали свое течение, птицы, деревья и свирепые животные — все замирали и внимали ее звукам.
Какая чудодейственная сила жила в этом инструменте?..
А это тоже моя родная сестра по имени Лютня - продолжает рассказывать Арфа.
        
 Лет триста назад была любимицей всей Европы. Но — судьба. . . Вышла на пенсию, поселилась в музее. Правда, в последнее время стала изредка появляться на людях среди других старинных инструментов: то на концерте выступит, то на грампластинку запишется. А это. . . (Дорогой читатель, я приглушу на время голос Арфы. Родственников у нее так много, а впереди еще весь алфавит.)
— Знаете, как бывает, — сказала Арфа задумчиво, — кто-то ближе из родни, кто-то дальше. Лично я близкими считаю те струнные инструменты, на которых играют щипком.

— И последний вопрос: где вы сейчас работаете?
— В симфоническом оркестре, это моя основная работа. Не скрою, люблю красоваться в большом коллективе. Но я не отказываюсь выступать на концертной эстраде и одна. Очень охотно соглашаюсь играть в ансамбле — если нужно кому-то аккомпанировать. . .


Арфа в оркестре занимает особое положение. Почти всегда ее голос звучит в тот момент, когда происходит что-либо необыкновенное. Еще со времен своего рождения, она почти никогда не играла  мелодий, была не сольным, а аккомпанирующим инструментом. Под ее аккомпанемент пели певцы, исполняли мелодии на других инструментах -флейте, скрипке, виолончели. Она может  изображать и тихое дуновение ветерка и грозные бури. Но в то же время она так нежна, что все громоподобные инструменты умолкают при первых звуках ее дивного голоса.
И хотя родилась он давно (пусть говорят, что ее создал кто-то из античных богов!), но до сих пор остается всегда молодой и прекрасной.
Сейчас она используется как сольный инструмент, правда, играть на ней соло могут лишь настоящие виртуозы.

Знакомство с клавесином

-Позвольте представиться, мое французское имя означает клавишный.
Голос у него негромкий, хрупкий. Говорит, будто бусинки на стол сыплются.
- Пожалуйста, любезный Клавесин, раскройтесь Перед нами побольше.
Клавесин открыл крышку. А под крышкой струны, много их, сразу не сосчитать — от коротких тонких до длинных толстых. Кого же он так напоминает? Конечно же, элегантный, как Рояль.
- Ничего удивительного, — пояснил Клавесин. — Рояль, считайте, мне сын родной.
- Неужели?! Такая знаменитость. . . Вы вправе гордиться. . .
- Я ведь сердце ему свое отдал, то есть клавишный механизм. Ради него от личной жизни отказался' Представьте, сто лет молчал — весь прошлый XIX век. Ах, эти дети! Мы, родители, смотримся в них, как в зеркало, свою молодость вспоминаем.
Грустная нотка про звучала в его голосе, но без слез, без надрыва. Умеет себя в руках держать. Вот что значит старое благородное воспитание!
— Наверное, и ваша жизнь, уважаемый Клавесин, знала настоящие взлеты?
— Еще бы. . . До рождения Рояля и потом, пока он силу не набрал,
— во времена пудреных париков
— я. Клавесин, был чуть ли не самой заметной фигурой в музыкальном мире. Я был лучшим другом музыкантов. Меня можно было видеть в гостиных, салонах, кабинетах по всей Европе. . . Да, я знаю, что такое слава!
И в минуту ликования он, в руках себя держал.
не горячился, голос до крика не повышал.
— Достойная жизнь у вас позади!
— Не обижайте, я не считаю себя  музейным инструментом. Я долго молчал, но в начале XX века снова вышел на концертную эстраду. Потому что понял: Клавесин и Рояль не помеха друг другу, — у  каждого свой характер и своя музыка. Мне, Клавесину, по сердцу музыка, сочиненная в старые времена специально для меня. Мой особый поклон любителям старинной музыки.
Вот какие замечательные личности встречаются среди музыкальных инструментов.

Как же начиналась история инструментов семьи Клавесинов.

Все началось с простой мысли: не щипать больше струны пальцами, как повелось с древнейших времен, а взамен придумать механизм. Теперь, когда палец нажимал на клавишу, на другом конце рычага металлический штырек, вроде гвоздика,  касался  струны. Новый инструмент стал называться Клавикорд (клавес- ключ, клавиша. Хорда -струна). Что только не перепробовали хитроумные мастера стараясь усовершенствовать струнный клавишный инструмент! Клавишный Механизм приводил в движение и кожаные лепестки, и смычки из конского волоса. А победило воронье перышко. Именно оно оказалось лучшим материалом для щипания струны, извлекая из нее звук достаточно сильный и красивый.
В общем  струнный щипковый инструмент  вроде арфы, лютни, гитары, но механизированный. -- можно сказать, комнатный, домашний (или по-старому камерный) музыкальный станок.
Разные имена ему давали. По названиям видно, какую его особенность
 хотели подчеркнуть . Называли его английской шахматной доской в честь английских мастеров и еще, наверное, потому, что он имел вид настольного ящика, шкатулки. В Англии именовали его также вёрджинал, то есть девический, что, возможно, намекало на его нежный голос.
 Итальянцы предпочитали имя клавичембало, проще - чембало, что означало:
 
цимбалы (особый струнный щипковый инструмент) с клавишами. Имел он клички крыло и жираф(современный рояль тоже ведь по форме крыло огромной птицы напоминает; жирафом звался инструмент с вертикально расположенными струнами).
 В немецких землях его знали больше 
под именем клавир, в переводе — клавишный. И французское название клавесин на клавиши внимание обращало. Французское имя этого инструмента оказалось самым стойким.


Рассказывает ФОРТЕПИАНО

— Лично у меня, — подал голос знаменитый инструмент по имени Фортепиано,

 - все началось с удара. Можно сказать, это был счастливейший удар судьбы.

— О каком ударе вы говорите, уважаемое Фортепиано?

— Смотрите же!
Фортепиано раскрылось, взмахнув огромным черным крылом — крышкой.

Удивительная картина предстала передо мной! Деревянные молоточки ведут какую-то игру с металлическими струнами. Их очень много — и молоточков, и струн. Мгновенными, как укол, ударами молоточки касаются струн и так же внезапно, словно в испуге, отскакивают обратно.
Кажется, будто они хотят застать струны врасплох, появляясь в самых неожиданных местах — то поодиночке, то группами. И струны рокочут от бешеных наскоков молоточков, и плачут, будто задетые за живое, и нежно поют под ласковыми прикосновениями. И смеются, и ликуют, и негодуют, и печалятся, и вздыхают. . . Почему только вся эта прекрасная, увлекательная игразовется Фортепиано?
— Имя мое, — объяснил инструмент, — от двух итальянских слов: форте  и пиано. По-русски меня следовало бы звать Громкотихо.

— До обидного простое имя у такого замечательного инструмента! Да вы достойны самого звучного имени на свете!
— Что ж, меня называют также Рояль, что в переводе значит королевский.

— Ваше величество! Разрешите поинтересоваться вашей королевской родословной!

— Извольте. На мне скрестились три рода музыкальных инструментов:
род Струнных,
род Клавишных и
род Ударных.

Мой прямой предшественник, можно сказать, отец родной — благородный Клавесин.

Трехмануальный клавесин


Он царил в музыкальном мире в XVII— XVIII веках.

 От  Клавесина я унаследовал свою внешность и сердце — клавишный механизм. Правда, сердце Клавесина билось иначе, чем мое: более бесстрастно и сдержанно — от шипка струн перышками.

Я. Вермер Делфтский. Женщина, сидящая за клавесином

Ок. 1673–1675.
Национальная галерея, Лондон

Комментариев нет:

Отправить комментарий